История города Луга |
История вокруг нас |
Содержание
Пётр III взошёл на трон 25 декабря 1761 года. Через полгода, 28 июня 1762 года он был свергнут. Дворцовый переворот устроила его жена Екатерина с любовником Григорием Орловым.
Став императрицей, Екатерина II устроила ряд реформ. Среди них была губернская реформа 1775 года.
3 августа 1777 года Екатерина II лично посетила место будущего города Луга, издав указ о его создании.
Люди жили здесь и ранее, тут находился Лужский посад. Многие окрестные деревни старше города на сотни лет.
В указе о создании Луги говорится об учреждении города близ урочища, где река Врёвка в Лугу впадает. Сейчас в этом месте находятся руины Никольской церкви. Сам город, вопреки указу, был построен северо-западее.
Открытие города состоялось 13 января 1778 года. План застройки разработал архитектор Иван Лем. В следующем году появились первые деревянные дома, а в 1781 году Луга стала уездным городом Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. Первыми каменными домами стали Екатерининская церковь и народная школа 1786 года постройки. Здания сохранились до наших дней. Третьим каменным строением стало здание присутственных мест. Сегодня оно заброшено.
Промышленность города началась в 1810-х годах с фаянсовой фабрики, лесопилок и мукомолен.
В 1858 году через Лугу проложили железную дорогу. Город стал легкодоступным для дачников и туристов.
В разные годы Лугу посещали Екатерина II, Александр Пушкин, Николай II, Михаил Тухачевский, Климент Ворошилов, Семён Будёный и другие известные личности.
С 1873 по 1887 годы велось строительство собора Воскресения Христова. С тех пор он является одним из узнаваемых символов города.
К началу XX века в Луге работали кирпичный завод, лесопилки, тигельная и кожевенная мастерские, слесарно-механический завод.
На запада от города в 1906 году императором Николаем II был основан полигон Офицерской артиллерийской школы. Сегодня лужский полигон является одним из крупнейших в России.
17 мая 1914 года впервые в истории был совершён ночной перелёт на дирижабле. Дирижабль "Ястреб" прошёл маршрут вдоль железной дороги из Гатчины в Лугу и обратно на высоте 200-300 метров.
В 1927 году Луга стала административным центром Лужского района Ленинградской области.
С началом Великой Отечественной Войны города стал ключевой точкой Лужского оборонительного рубежа. Для жителей была введена трудовая повинность. Все взрослые лужане возводили тройную линию обороны. Лугу защищали 177-я стрелковая дивизия и 24-я танковая дивизия при поддержке 235-й и 111-й стрелковых дивизий. Также город обороняли курсанты Артиллерийских краснознамённых курсов усовершенствования командного состава и ополченцы.
Бои продолжались с 10 июля по 24 августа 1941 года. Затем был получен приказ оставить город. Немецкие войска ещё 2 дня боялись войти в пустой город.
С 24 августа 1941 по 12 февраля 1944 года Луга находилась в немецкой оккупации.
В ночь с 11 на 12 февраля 1944 года силами 123-й и 377-й стрелковых дивизий и 11-й партизанской бригады Луга была освобождена.
В ходе боёв 1941-1944 годов город был практически полностью разрушен. Восстановлением города занимались местные жители. За 30 лет Луга была отстроена заново.
В память о партизанском движении 10 мая 1975 года в Луге был открыт мемориальный комплекс "Партизанская Слава".
2 августа 1977 года город наградили Орденом Отечественной Войны I степени, а 5 мая 2008 года Луге было присвоено звание "Город воинской славы".
О военных годах лужанам напоминают сохранившиеся ДОТы и окопы, оставшиеся от Лужского Рубежа.
12 августа 2017 года в Луге открыли памятник основательнице города императрице Екатерине Великой. Скульптором был лужанин Владимир Рычков. Спонсировал работы Лужский абразивный завод.
Помимо абразивного, в городе действует завод "Белкозин", консервный и химический заводы, молочный комбинат и другие.
Основными направлениями развития города стали сельское хозяйство, экологический и событийный туризм, гостиничные услуги. Город окружает множество санаториев, домов отдыха, турбаз и дачных посёлков.
Население Луги составляет 37 тысяч человек, однако летом число жителей удваивается за счёт дачников и туристов.
Город условно разделён на 3 части: центральную, заречную и зажелезнодорожную. Центральная часть имеет преимущественно каменную застройку в 3-9 этажей, заречная и зажелезнодорожная части города застроены преимущественно частными домами.
Смотреть другие публикации по этой теме.