История реки Луги

История вокруг нас


Содержание

    Луга - самая длинная река Ленинградской области. Её протяжённость составляет 353км. Но начало своё она берёт в Новгородской области, среди Тёсовских болот, а завершает путь впадая в Финский залив Балтийского моря.


    Исток Луги

    Изначально Луга вытекала из озера Риттен, которого сегодня даже нет на картах. В 1933 году на болотах начались торфоразработки, их испещрили сетью дренажных каналов, соединённых с рекой Лугой. Фактически исток реки сместился на 20км севернее, к озеру Тигода, которое теперь можно считать истоком Луги. Хотя точно что-то понять в запутанной сети каналов очень сложно.

    Когда именно появилась река, точно неизвестно. Вероятно, это произошло вскоре после окончания Валдайского оледенения около 11-12 тысяч лет назад, когда были сформированы многие современные водоёмы на территории Северо-Запада России. Неторопливый ручеёк, с которого начинается Луга, на своём протяжении принимает 33 притока, становясь полноценной рекой. Самые крупные из них Врёвка, Оредеж, Ящера, Лемовжа, Долгая и Мертвица. Именно притоки, а также талый снег весной и снабжают реку водой. А Луга, в свою очередь, снабжает водой более 80 населённых пунктов.

    Самые крупные из них города Луга и Кингисепп, а также посёлки Толмачёво и Усть-Луга. Через реку существует 31 переправа: 19 автомобильных, 7 железнодорожных и 4 пешеходных моста, а также законсервированная плотина ГЭС в Кингисеппе. Больше всего мостов через реку Лугу находится в одноимённом городе: здесь реку дважды пересекает объездная дорога, а в самом городе 2 автомобильных и 4 пешеходных моста.

    Первое упоминание

    Впервые река Луга упоминается в "Повести временных лет", когда в 947 году княгиня Ольга установила здесь свою власть. Родившаяся под Псковом правительница Киевской Руси жестоко карала всех непокорных, сжигая целые деревни. Несмотря на это, с 2011 по 2023 годы в Луге проводился фольклорный праздник в её честь - "Ольгины берега".

    Ямбург или Кингисепп

    В 1384 году на реке Луге новгородский боярин Иоанн Фёдорович основал крепость Ям, вокруг которой появился город Ямбург, в 1922 году переименованный в честь революционера Виктора Кингисеппа.

    Усть-Луга

    В 1571 году писцовые книги Шелонской пятины упоминают о трёх деревнях в районе устья реки Луги. Соседняя деревня Усть-Луга упомянута лишь в 1917 году. Известность Усть-Луга получила в 1997 году, когда здесь был открыт крупнейший грузовой порт Балтийского моря и второй по объёмам товарооборота порт России.

    Есть на свете город Луга

    Следующим крупным населённым пунктом на реке стал город Луга. Его основала императрица Екатерина Великая в 1777 году. Вскоре город Луга стал популярным среди знати, которая обустраивала в окрестностях города свои имения.



    В 1858 году на реке Луге вблизи одноимённого города появилась железнодорожная станция Преображенская. В её окрестностях был расквартирован Преображенский кавалерийский полк, в честь которого станция и получила своё название. 1 сентября 1920 года станция была переименована в посёлок Толмачёво в честь революционера Николая Толмачёва.

    Судоходство

    Река Луга считается судоходной от города Луги до самого устья. В X-XIII веках река была частью торгового пути из варяг в греки, соединявшего Прибалтику с Восточной Европой и Византией. А в 1701 году император Пётр I обустроил на Луге корабельные верфи для создания Балтийского флота. Корабли строили в окрестностях деревни Онежицы, а оснащением занимались в Ямбурге - ныне Кингисеппе. Здесь были построены десятки бригантин, несколько галер и сотни малых судов и кораблей различного назначения.

    В 1872 году от станции Преображенская до деревни Пристань отправился первый лужский пароход "Мария", принадлежавший помещику Абраму Моисеевичу Варшавскому. Его начинание подхватили и другие богатые люди: к концу XIX века пароходы ходили по рекам Луга и Оредеж, в населённых пунктах устраивались пристани и речные вокзалы, действовали регулярные маршруты речных трамвайчиков, в 1911 году братья Яков и Иван Плетцер построили на станции Преображенская судоремонтную мастерскую и гостиницу.



    Судоходная часть реки начиналась от города Луга до порогов у деревни Большой Сабск. Далее следуют ещё более сложные пороги у Кингисеппа, где судоходство невозможно вовсе.

    В 1917 году флот реки Луги был национализирован, продолжилось строительство речных вокзалов и пристаней. Активное судоходство продолжалось до 60-х годов. К тому времени река существенно обмелела из-за истощения Тёсовских болот, пароходы и теплоходы уже не могли безопасно передвигаться по ней. Пассажирское судоходство сохранялось лишь между посёлком Толмачёво и деревней Хилок, но к началу 90-х и этот маршрут был закрыт. Постоянное судоходство осталось только в районе грузового порта Усть-Луга. В остальных местах остались лишь частные суда: рыбацкие лодки, катера, байдарки, сапы.

    Луга - единственная река с естественной популяцией лосося

    В Луге водится 11 видов рыб, среди которых атлантический лосось, он же - балтийский лосось или сёмга. Эта рыба с 1781 года является символом города Луга, ей здесь даже установлен памятник. В XX веке популяция лосося в Луге сильно сократилась, в среднем течении его уже не встретить. Подъёму рыбы вверх по реке препятствует законсервированная Кингисеппская ГЭС. А в низовьях Луги лосося добывают браконьеры. Снижению популяции способствует и загрязнение реки. Впрочем, попытки сохранить лосося продолжаются: регулярно в Лугу выпускаются тысячи мальков этой рыбы.

    Луга продолжает заиливаться и мелеть, это закономерный итог развития любой подобной реки.


    Другие записи:

    Также по этой теме: толмачёво, река, ямбург, Екатерина Великая, Сёмга, судоходство, Водоёмы, Екатерина Вторая, кингисепп, история, Пётр Первый, лосось

    Посмотрите другие записи:

    Комментарии:
    Никто ничего не написал :-( Вы будете первым!

    Популярные темы: